Светодизайн |
«Дизайн может изменить мир. Дизайн обладает способностью влиять и менять нашу повседневную жизнь. Дизайн может улучшить жизнь для всех нас. Он может изменить наше поведение. Дизайн может сделать мир прекрасным, поэтичным и комфортным. Дизайн уже сейчас формирует современный ландшафт. Вот в чем сила и мощь дизайна»
Карим Рашид
Светодизайн Свет и цвет Свет и пространство Свет и форма Цвет и настроение Светоцветовой комфорт Естественный и искусственный свет Свет и цвет При одинаковой освещенности в интерьере теплый свет воспринимается светлее, чем холодный. Цвета теплой тональности (желтые, коричневые, оранжевые, красные) выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света. При повышении уровней освещенности увеличивается число различаемых цветовых оттенков. Рельеф, фактура и обработка поверхности могут быть не видны при окраске в черный, темно-синий и темно-коричневый цвет. Светлота объекта зависит не только от его яркости, а также и от яркости фона, на котором он рассматривается: на ярком окружении объект темнеет, на темном - выглядит светлее. Игра света, блики и прямой свет ламп (например, хрустальной люстры) при допустимых по дискомфорту яркостях создают в интерьере атмосферу торжественности, парадности и эффект посветления окружающего пространства. Контраст цветного объекта увеличивается на фоне дополнительного цвета: например, красный на синем, желтый на фиолетовом. Свет и пространство Пространство зрительно увеличивается с повышением уровней яркости (освещенности и коэффициентов отражения) пола, потолка и стен; черный цвет сужает, а белый расширяет пространство. Темные потолки воспринимаются более низкими, а светлые – более высокими. Слишком светлые полы зрительно снижают высоту помещения. Более светлая торцевая стена расширяет узкое пространство. Цвета теплых тонов относят к выступающим (т.е., например, желтая стена кажется ближе), а холодных - к отступающим. В небольших помещениях для зрительного расширения пространства и увеличения насыщенности светом нужно обращать большее внимание на повышение яркости стен (коэффициента отражения и освещенности), а в больших – пола и потолка. Окна, картины, зеркала и другие световые акценты способствуют расширению пространства. Светильники прямого света более уместны при освещении больших пространств. Линия светильников, расположенная по оси узкого помещения, дополнительно сужает пространство; лучшее в этом случае решение - сдвинуть эту линию к одной из продольных стен. Обособленное пространство можно создать за счет локализованного зонального освещения; степень обособленности увеличивается с ростом яркости или освещенности в зоне этого пространства по отношению к фону. Свет и форма Свет - это важнейшее изобразительное средство управления формой объектов: он может повысить ее выразительность и способен разрушить ее. Для лучшего выявления формы нужно выбрать преимущественное направление паления света; при равномерном освещении объемного элемента со всех сторон он может казаться плоским. Необходимый моделирующий эффект можно получить при правильно выбранном сочетании общего рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом; при освещении объектов с глубоким ярко выраженным рельефом чаще всего превалирующую роль должен играть мягкий рассеянный или отраженный свет (к этому случаю относится и освещение лица человека). При применении светильников направленного света необходимо тщательно проверить возможности образования нежелательных падающих теней, способных разрушить форму и освещаемого, и близлежащего объектов, и интерьера в целом. При целенаправленном использовании падающих теней можно создавать на плоскостях помещения светографические изображения и разнообразные световые ритмы, обогащая форму и пластику интерьера. Черный и синий цвета зрительно уменьшают размеры объекта, а белый и красный - увеличивают. При карнизном освещении отраженным светом плоский потолок кажется провисающим при недостаточной яркости (освещенности) в центральной его части. Цвет и настроение Установлено, что цвет является сильным фактором эмоционального воздействия на человека, при этом одинаково важную роль играют и цветовой тон, и насыщенность цвета. Активность воздействия возрастает с повышением насыщенности цвета и площади окрашенной поверхности. Считается, что красно-оранжевые цветовые тона, ассоциируясь с цветом огня, оказывают возбуждающее действие, а зелено-голубые связываются в сознании с цветом листьев и неба и создают ощущение прохлады и уравновешенности. Почти всюду признано считать белый цвет символом чистоты; белые и черные тона подчеркивают парадность и праздничность обстановки. Существует далеко не бесспорное утверждение о том, что действие цвета на настроение человека меняется в соответствии с расположением цветов в спектре: от красного - цвета радости до фиолетового - цвета печали и траура. Эмоциональное воздействие одного и того же цвета может сильно отличаться в зависимости от климата местности, религиозных и национальных традиций и моды; имеют также значение характер, вкусы, привычки и воспитание людей. Световой комфорт Создание светоцветового комфорта, отличающегося уравновешенной световой обстановкой - важнейшая задача в дизайне интерьера, предназначенного для работы или спокойного отдыха. К основным составляющим светоцветового комфорта относят: достаточные для выполнения заданной зрительной работы уровни освещенности; пониженные уровни прямой и отраженной блескости; баланс яркостей и цветностей пола, потолка, стен а также зоны зрительной работы; увязанной с цветовой отделкой, цветовую тональность искусственного освещения; повышенные цветопередающие свойства источников света и малую пульсацию освещенности на рабочем месте. Уровень дискомфорта понижается при применении светильников рассеянного и отраженного света, использовании ламп пониженной мощности и применения отделочных материалов с повышенным коэффициентом отражения (особенно для наиболее активных поверхностей, попадающих в поле зрения). Зрительное утомление увеличивается при использовании в цветовой отделке насыщенных и разнообразных по цветовому тону цветов. В отделке больших поверхностей уместны цвета с малой насыщенностью.
Резкие перепады яркостей в поле зрения также приводят к росту зрительного утомления; однако, нельзя признать удачной световую обстановку с высокой равномерностью распределения яркостей из-за ее монотонности. Оптимальным можно считать отношение яркости в зоне зрительной работы к яркости окружения в пределах 3:1-10:1. Баланс яркостей пола, потолка и стен, присущий природному дневному освещению соответствует отношению 1:3:5 - 1:3:10. Наиболее ценные визуальные свойства естественного света в помещении: контакт с внешней средой (природа, улица) и расширение благодаря этому внутреннего пространства интерьера; непередаваемая «живость» света, создаваемая, по-видимому, за счет регулярного н нерегулярного непостоянства распределения яркости по поверхностям, уровня освещенности и спектрального состава, «игры» солнечного света; очень высокие показатели качества освещения: максимальное качество цветопередачи, отсутствие пульсаций, насыщенность светом и при наличии солнцерегулирующих устройств - пониженные уровни дискомфорта и сбалансированная контрастность освещения. Показатели естественного света часто служат эталоном при создании осветительных средств, а образы природного освещения используются в дизайне искусственного освещения интерьеров.
К светотехническим проблемам естественного освещения помещений с окнами относятся трудности, связанные с перераспределением света в глубину помещения и регулированием поступления прямого солнечного света. Например, в жилых комнатах, освещенность в глубине может быть в 10-20 раз меньше, чем у окна и в облачный день составляет всего 0,5% от наружной освещенности, т.е. максимум 50-70 лк. |